Муниципальное автономное учреждение культуры Музейное объединение муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан

Н.С. Фомина, Алеутский краеведческий музей. При подготовке очерка использована статья С.А. Корсуна «Р.Г. Ляпунова – иследователь алеутов».

Предлагаем познакомиться с очерком Н.С.Фоминой про нашу землячку этнографа, историка, ученого – Розу Гавриловну Ляпунову, которая по сути, была единственным в СССР специалистом по этнографии алеутов.

Среди многочисленных исследователей, учёных, приезжавших в экспедиции на Командоры, заметно выделяется историк Роза Гавриловна Ляпунова. Скромная, внимательная, обаятельная женщина, она посвятила свою жизнь этнографии. Вспоминая о начале своей деятельности, Роза Гавриловна писала: «Сначала мое внимание привлекли предметы материальной культуры и искусства алеутов. И первые мои работы носили чисто музейный характер. Уже позднее я перешла от изучения коллекций к изучению алеутов вообще: их истории, развития культуры, происхождения. Причем в первые годы работы над этой темой я занималась только историей Аляски и американскими алеутами».

Результатом исследований Р.Г. Ляпуновой по изучению этнографии алеутов стала кандидатская диссертация «Материальная культура алеутов (к проблеме этногенеза)», которую она успешно защитила в 1970 году.

Командоры оказались не только направлением её профессиональной деятельности, но стали частью её жизни, а люди, с которыми она здесь общалась, стали её близкими друзьями.

Роза Ляпунова родилась 6 декабря 1928 года в деревне Кош-Елга Бижбулякского района Башкирской АССР в семье учителей. Когда девочке исполнилось 3 года, семья переехала в Чебоксары, столицу Чувашии. Здесь, в 1946 году Роза получила среднее образование, и перед ней встал вопрос: «Кем быть?». Она решила ехать в Ленинград, чтобы учиться в Ленинградской лесотехнической академии. Благополучно поступив в академию и проучившись в ней год, она забирает документы и поступает в Ленинградский государственный университет на этнографическое отделение восточного факультета. Вскоре факультет закрыли, и студенты – «восточники» стали учиться на историческом факультете. В 1952 году Роза Гавриловна Ляпунова окончила истфак, получив специальность «Этнография».

Её приняли на работу в МАЭ (Музей антропологии и этнографии) на должность старшего научно-технического сотрудника сектора Америки, Австралии и Океании.

Роза Гавриловна, по сути, была единственным в СССР специалистом по этнографии алеутов. Она поддерживала тесные связи с американскими коллегами, впервые познакомившись с Уильямом Лафлиным, известным американским антропологом в 1964 году во время работы VII Международного конгресса антропологических и этнографических наук. На секционном заседании «Арктика и Субарктика» выступила с докладом «Морской зверобойный промысел алеутов XVIII–XIX веков (орудия и средства охоты) по материалам коллекций Музея антропологии и этнографии АН СССР».

Статьи Ляпуновой появляются в различных журналах, в материалах симпозиумов и конференций. Она участвует в совместных проектах по Русской Америке, получает приглашение в США и на праздновании 75-летия основания Орегонского исторического общества в Портленде выступает с докладами об этнографических коллекциях МАЭ по алеутам и об исследованиях участников экспедиции П.К. Креницына и М.Д. Левашова, проведенных в 1764–1769 гг. на Алеутских островах.

Международные конференции по американистике проходили и в Советском Союзе, в них обязательно принимала участие Роза Гавриловна. Она была лично знакома и поддерживала дружеские отношения со многими ведущими специалистами в области этнографии народов Северной Америки такими, как Ричард Пирс, Антуанетта (Антонина Федоровна) Шалкоп, Лидия Блэк, У. Лафлин и др.

В 1970-е годы Р.Г. Ляпунова стала проводить полевые исследования среди алеутов Командорских островов. Она входила в состав постоянно действующей Северной экспедиции под руководством заведующего московским сектором народов Севера и Сибири Института этнографии АН СССР Ильи Самуиловича Гурвича, который еще в 1968 г. посетил о. Беринга с целью изучения этнографии алеутов. Последний раз Роза Гавриловна побывала на острове Беринга в 1988 году. Командорским алеутам посвящены многие статьи и 2 монографии учёной: «Очерки по этнографии алеутов»(1975), «Алеуты. Очерки этнической истории»(1987).

Работы Ляпуновой издавались во Франции, Австрии, США. Она получила мировое признание.

В 80-тые годы Р.Г. Ляпунова трижды посещает Командорские о-ва: в 1981 году совместно с Александром Николаевичем Анфертьевым, в 1984 — с Галиной Ивановной Дзенискевич , в 1988 году — с Викторией Тимофеевной Бочевер.

С 1986 года Роза Гавриловна работала над монографией «Тихоокеанские эскимосы: Историко-этнографические очерки» или в другом варианте: «Трансформация культуры коренного населения Аляски». С 1988 года она готовила несколько глав для коллективной монографии по этнографии командорских алеутов, которая планировалась к изданию во Владивостоке в серии «История и культура народов Дальнего Востока».

Во время пребывания на Командорах Розе Гавриловне по ходу её непосредственной деятельности приходилось постоянно общаться со старожилами. Самые лучшие, самые светлые воспоминания о ней сохранила Вера Терентьевна Тимошенко, для которой Ляпунова стала «как сестра». Их встреча состоялась в 1975 году во время первого приезда исследовательницы на о. Беринга. По распоряжению М.Н. Косыгина в райисполком были приглашены старожилы – алеуты. К сожалению, тогда собрались не все приглашённые, что очень расстроило Розу Гавриловну. Но затем началась её планомерная работа с Анной Фёдоровной Паньковой, Прасковьей Александровной и Семёном Дорофеевичем Березиными, Валентиной Михайловной Кияйкиной, Марией Аркадьевной Бадаевой, Верой Терентьевной Тимошенко, Валентиной Терентьевной Вожиковой, Валерией Ивановной Добрыниной, Юлией Сергеевной Ладыгиной, Петром Ивановичем Пешковым и другими жителями Никольского.

Вот как описывала Р.Г. Ляпунова в одной из своих статей рабочий момент записи на магнитофонную плёнку легенды о деяниях орла и ворона, в изложении Анны Фёдоровны Паньковой: «Исполнение сопровождалось грустными песнями, где, между прочим, отмечается двойная природа Ворона. “Ты и птица, и не птица”, — поет женщина; говорится о его хороших, человеческих, а не птичьих глазах, о способности снимать птичье обличие».

А.Ф. Панькова напевала легенды на алеутском языке и сразу же их переводила. При этом Роза Гавриловна отмечала, что по-алеутски изложение получается более складным, ровным и понятным, чем на русском языке. Находясь на о. Беринга, Р.Г. Ляпунова способствовала возрождению интереса командорских алеутов к своей традиционной культуре. В 1975–1976 годы в газете «Алеутская звезда» были опубликованы статьи Розы Гавриловны «Традиционное искусство алеутов» и «Алеуты: их происхождение».

Из беседы с Верой Терентьевной узнаю, что и до Ляпуновой были на Командорах энтузиасты, понимавшие важность изучения и сохранения алеутской культуры, языка. Это Катерина Сергеевна Орлова – учительница русского языка, которая оставляла после уроков свою ученицу Верочку Ладыгину для занятий алеутским языком. Катерина Сергеевна занималась изучением эскимосского языка, и в плане этого её очень интересовал алеутский язык, как родственный эскимосскому языку. На острове в 1961 году работала Елизавета Порфирьевна (Парфентьевна) Орлова, бывшая подругой Розы Гавриловны. В МАЭ сохранились её неопубликованные рукописи, в одной из них Е. П. Орлова писала: «В 1961 году от алеутов узнала, что раньше для коллективного промысла они употребляли большую двенадцати весельную байдару «улухтах» с двойной кожаной обшивкой, на которую шло от 6 до 12 шкур сивуча; шили такую обтяжку женщины на улице всем коллективом. Живы еще несколько пожилых женщин, которые принимали участие в шитье покрышек для байдар».

Во время своего нахождения на Командорах Ляпунова тесно общалась с Юлией Сергеевной Ладыгиной, которая познакомила её с узорами плетения из береговой травы. Розу Гавриловну интересовали все стороны жизни алеутов: особенности быта, рецепты национальной кухни, сбор морских беспозвоночных, разделка рыбы, фольклор, морской зверобойный промысел и многое, многое другое.

В 1991 году Клуб Старожилов, администрация Алеутского района направляли официальное приглашение Розе Гавриловне на празднование 250-летие открытия Командорских о-вов. В Алеутском музее сохранилось её письмо Валентине Сергеевне Сушковой, в котором она извиняется за невозможность приезда, так как только что вернулась с Аляски и тяжело перенесла дорогу.

В свой последний приезд на остров Беринга Роза Гавриловна часто бывала у Валентины Михайловны Кияйкиной. И как-то однажды в один из таких визитов, она обратилась к Нине, дочери Валентины Михайловны с предложением заняться алеутским плетением из травы. На тот момент Нина Александровна не восприняла серьёзно данное предложение. Прошло время. В мае 1990 года Кияйкины получают бандероль из Ленинграда от Ляпуновой. Она прислала оттиск своей статьи об алеутском плетении. На нём рукой Розы Гавриловны были написаны слова, в которых она выражала надежду на возрождение искусства алеутского плетения. Это пожелание исследовательницы оказалось пророческим. Нина Александровна освоила национальное плетение из береговой травы и достигла в этом больших успехов.

В 1992 году Н.А. Кияйкина по приглашению Ляпуновой, поехала в Ленинград. С собой везла сплетённые корзиночки из травы. В Ленинграде позвонила учёной, сообщив о своём приезде. Они договорились о встрече. Так получилось, что Нина Александровна оказалась последним человеком, с кем говорила Роза Гавриловна. Буквально через день после разговора, 3 декабря её не стало. Попрощаться с Розой Гавриловной, проводить её в последний путь пришло много людей, была среди них и Н.А. Кияйкина.

Спустя два года после ухода из жизни Ляпуновой была опубликована книга «Русская Америка: «По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев». Из 373 страниц текста книги 190 страниц подготовлено Розой Гавриловной. Появление этой книги стало своеобразным памятником замечательной исследовательнице, этнографу, историку, посвятившей свою жизнь изучению Русской Америки и народов: алеутов и эскимосов.

Н.С. Фомина, Алеутский краеведческий музей. При подготовке очерка использована статья С.А. Корсуна «Р.Г. ЛЯПУНОВА — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ АЛЕУТОВ».