Муниципальное автономное учреждение культуры Музейное объединение муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан

Сергей Иванов. Одна история из 22 миллионов…

По воспоминаниям Черновой Минадоры Егоровна, (19.10.1928-10.02.2014) уроженки с. Зириклы, Бижбулякского района, Республики Башкортостан.

Воспоминания о брате Сергее Чернове Сергее Егоровиче уроженце села Зириклы.
В семье мужчин не было. Отец умер рано в 1929 году. Росли мы с матерью. Сергей для нас был кормильцем. Добровольно он пошел работать в колхоз. На уговоры матери о учебе, отказывался. Надо было кормить младших сестер Веру и Нину, да еще вести хозяйство. Мать сильно болела полиартритом в течение пяти лет не мола ходить.
Мой брат Сергей рос спокойным, добрым, трудолюбивым мальчиком. Любил школу, природу, помогал по хозяйству. Сергей был старшим 1919 года рождения. После окончания 4-х классов он начал работать в колхозе им. Когановича, а ему было тогда 10 лет. Выполнял он взрослую работу и через 9 лет. Осенью 1939 года объявили первый призыв в ряды Красной Армии, и когда ему исполнилось 19 лет его призвали в ряды Красной Армии. Провожали его всем селом. Собралась молодежь, соседи, родные. Колхоз выделил грузовую машину, называли их тогда «полуторка». В этот день провожали в Армию и молодого педагога Анатолия Петровича. Провожать пришли и ученики нашей Зириклинской школы. В этот день в школе занятии я отменили. Старшеклассники и я, хотя я была мала – подсадили в кузов машины и поехали в Бижбуляк где находился районный военкомат, а затем и до железнодорожной станции Приютово. Так наш брат надолго и навсегда уехал с родных мест защищать Родную страну.
Когда он уехал, то в деревне молодежь затосковала, т.к. он был заводилой в колхозных делах, на гулянках тоже играл он на гитаре, балалайке. Вечерами мы около нашего дома собирал молодежь, тогда наш брат Сергей его друзья Лаврентьев Николай Валиевич, Григорьев Петр Никитович садились на бревно и на трех балалайках играли разные мелодии. Девчата пели, танцевали, было очень весело. Смотреть и радоваться выходили и взрослые и дети. На широкой улице села шло веселье.
В нашей колхозной бригаде, как хорошего работника тоже не хватало. Правление колхоза как то на общем собрании отметили безупречный труд Чернова Сергея. Во время уборки зерновых культур Чернов Сергей по три сутки без отдыха и сна работал на хлебомолотильной машине. В сентябре приближалось день рождение Сергея. Кто то из колхозных активистов предложил наградить Сергея годовой подпиской на районную газету «Колхозный труд». И в течение 1940 года, будучи рядах Красной Армии, он получал нашу районную газету и узнавал все новости из родного района. В своих письмах он писал, что еженедельно получает газету, радуюсь, благодарил за такой подарок.
Но судьба распорядилась по своему, не сужено было молодому парню вернуться на родину. В целях укрепления западной границы воинскую часть, где служил Сергей перебросили с Востока страны на западный фронт. В последнем своем письме, которое сохранилось до сих пор, Сергей пишет:
– В последние дни все изменилось. В начале напишу о нашей жизни, но если вы прочитаете не поверите, наша жизнь изменилась, теперь мы не на старом месте, а перевели нас на запад, поэтому часто не мог писать, да и времени нет, по дороге письма писать не разрешали писать. Прежде чем выехать стояли три ночи. Когда сели в вагон, в три часа утра, не заметили, как тронулся поезд так как сильно устали. При отправке нам не говорили куда едем, ехали ничего не зная. По пути искупались в бане в Новосибирске. Выехав оттуда я думал, что поедем по нашей дороге, но поехали по другой через Омск, Свердловск, Казань, Москву. В Москве снова мылись в бане и нас не выпускали. Мы думали, что поедем по финской дороге, но оказалось, что поехали через Минск, в Старую Польшу. Живем в местах, где погиб Мичук – наш односельчанин , участник Финской фоны. Не доехав до Варшавы спустились с поезда и шли 50 км, очень устали. По прибытию не могли ходить в течение трех дней. Когда дошли, у нас ничего не было, разместили нас по гражданским домам. В деревне легли спать не поев. Поляки по русский не знают. Мы жили в балагане, хотя было очень холодно, но это ничего, осталось недолго, от холода не помрем. Самое страшное, что соседнее государство очень близка, рядом Германия…
Мы с Милюшем (Аливанов Милюсь Байгореевич призывались и служили вместе с одного села) вместе. У меня было 200 рублей, но по дороге потратил на еду. Оттуда выехали 18 марта, а приехали сюда 5 апреля. Это письмо пишу 13 апреля 1941 года, сегодня у поляков пасха. Передайте привет от меня и старикам и молодежи. Когда получите письмо, сообщите о деревенских новостях. И еще дайте мой адрес Николаю, пусть он мне напишет письмо, потому что я потерял его адрес. Сейчас времени нет, поэтому пишу мало, когда время будет, напишу еще. Вера, девчата еще не вышли замуж? Им привет. Скажи, пусть пишут письма. Вера, я еще попрошу, возьми карту и проследите наш путь. Мы были близ Польши, недалеко Варшава. Мой новый адрес. БССР. Белостокская область, местечко Родзилов п/я= 100/2
Получить Чернов С.Е. У меня такой адрес. Адрес пиши так, как здесь написано.
Будьте здоровы. 13 апреля 1941 год».
Прошли десятилетия, но в наших сердцах хранится память о боевых подвигах солдат отдавших свою жизнь во имя светлого будущего страны. Мы, родственники, считали Черного Сергея Егоровича живым, ждали и верили, что он вернется. Пролить свет на его судьбу удалось в год 65-ти летия Победы над фашисткой Германией, только тогда опубликовали данные из центрального военного архива в сети Интернет в ОБД Мемориал. Судя по записям в личной карте военнопленного, он служил в 87-й стрелковой дивизии, был взят в плен 30.06.1941 на четвертый день войны под городом Волковыском. Служили они с односельчанином Аливановым Милюсой уроженцем с Зириклы Бижбулякского района. в ОБД Мемориал есть документ где значится место первого призыва в воинскую част №6627, ДВК.
Пока мы помним о наших предках, благодаря которым мирное небо над головой – мы живы! Значит, будем помнить, чтить память и изучать боевой путь, который прошли наши деды, бабушки и прадеды…