Муниципальное автономное учреждение культуры Музейное объединение муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан

Женское движение в Башкортостане и в Бижбулякском районе

«Женский вопрос» или вопрос о правах женщины, как личности, гражданки, принадлежит к числу самых важных вопросов, имеющих огромное жизненное значение. Женщина оказывает на общество колоссальное влияние своей профессиональной, творческой, научной деятельностью. Однако безусловным является то, что прекрасная половина человечества формирует современные устои через рождение и воспитание детей – будущих граждан страны. Эту высокую роль женщин нельзя переоценить. Ведь, по мнению множества историков, на протяжении существования человечества мерилом цивилизации всегда ставилось положение женщины. Ибо, каковы будут прекрасного пола, таков будет и характер общества.

В первый весенний месяц, когда весь мир празднует Международный женский день, нелишним будет вспомнить о том, какова же была обстановка в «женском вопросе» на территории Башкортостана и Бижбулякского района в частности, узнать, кто стоял у истоков превращения женщин в равноправных членов общества наряду мужчинами, каков был их путь и, наконец, кто занимался благородным делом просвещения девочек, девушек и женщин.

Начало 20 века в России было наполнено бурными историческими событиями, кардинально изменившими существующее положение – две революции, Первая мировая война, известная в народе как империалистическая, Гражданская война. Все это повлекло за собой огромные человеческие потери, был нанесен громадный материальный ущерб экономике страны. С другой стороны, произошел небывалый подъем социальной активности населения, стали зарождаться национальные движения, организации, в том числе и женские. Вопросы эмансипации поднялись как никогда. Они включали в себя требования предоставления женщинам избирательных прав, прав на получение образование и занятие государственных должностей.

Однако в регионах, в отличие от столицы, имелся национальный уклон. Для мусульман необходимо была переоценка моральных и культурных устоев. На территории Башкортостана активистки стали концентрировать внимание на обучение женщин грамоте, преодоление ряда религиозных положений, задевавших честь и достоинство женщин, таких как многоженство, брак совсем молодых девушек со стариками, неравноправность женщин в имущественных и бракоразводных процессах. У истоков этого движения стояли женщины в основном из влиятельных и знатных семей, владевших большими состояниями, проживавших в крупных городах Башкирии и получившие прекрасное образование. Они добровольно жертвовали собственные средства на общественные нужды. Своей деятельностью на благо женщин известна целая плеяда благотворительниц и меценаток. Не имея перед собой ясной цели и представлений о будущем, они стремились сделать упор хотя бы на благотворительность и просвещение женщин, видя путь обретения политических прав через образование и свободный выбор профессии в будущем.

Первое специальное объединение мусульманских женщин в России возникло в Башкортостане в период после Первой русской революции (1905-1907 гг.). Устав Уфимского мусульманского дамского общества был зарегистрирован в губернском по делам об обществах присутствии 12 декабря 1907 года по разрешению исполнявшего должность губернатора графа А.П.Толстого. В уставе были определены цели, ставившие во главу угла культурно-просветительские, нравственные и трудовспомогательные цели. Для этого предполагалось открыть женские школы разных типов, заботиться об улучшении постановки учебного и воспитательного дела, оказывать материальную поддержку учителям и учащимся, принимать меры по получению внешкольного научного и профессионального образования взрослым мусульманкам, открывать библиотеки и читальни, организовывать публичные лекции, устраивать мастерские для обучения ремеслам, открывать дома трудолюбия, бороться с растлением нравов всеми легальными мерами, открывать лечебницы, амбулатории, приюты для девочек и многое другое. И все это на собственные средства. Учредительницами дамского общества выступили: дворянки С.М.Султанова, Ф.М.Басимова, М.Т.Султанова, С.С.Джантюрина, З.М.Султанова, жена генерал-майора М.-П.С.Шейхалиева и др.

В 1908 году был открыт приют для 25 башкирских и татарских девочек сирот из знатных семейств. Вскоре общество открыло в городе библиотеку для женщин. В 1913 г. оно имело 7 учебных заведений, из которых 2 были типа средних с 440 ученицами и 14 учительницами. В 1912–1913 учебном году в них завершили полный курс обучения 17 учениц, полностью подготовленных к учительскому труду. В своем отчете за 1912 г. правление общества отмечало, что поддерживает 5 начальных мектебов, в которых обучалось 430 учениц. Через два года в его ведении находились 7 школ, где обучались и проходили курс рукоделия 517 учениц. Обществу оказывалась посильная помощь, но особую поддержку оказывала сама учредительница, почетный председатель Марьям Тимирбулатовна Султанова.

Конечно, оно заботилось об узком круге женщин, но открытие школ, библиотек, безусловно, способствовало распространению грамотности мусульманок в целом, ведь в них, хотя и немного, обучались девочки из бедных семей. Такова была обстановка в начале XX века Уфе. Ситуация в деревнях и селах Башкирии кардинальным образом отличалась. Мусульманки, поставленные религиозными канонами и догмами в особое, зависимое и бесправное, положение в семье и обществе, не имели права на образование. Они лишь могли получать азы грамотности, обучаясь у жен мулл, у абыстай. Это обучение, не отличаясь от обучения мальчиков по содержанию, духу и методам, давало девочкам только основы грамоты, навыки чтения, так как обучение их письму по соображениям в основном религиозного характера считалось ненужным.

Здесь, пожалуй, имеет смысл рассказать, как же обстояли дела на территории нашего района. Согласно документам Госархива Республики Башкортостан в селе Каменка появилось первая мордовская школа для девочек в 1861 году (для мальчиков в 1854 году). Первое чувашское училище для девочек основано в 1893 году (для мальчиков –1 сентября 1865 года). В списке населенных мест Уфимской губернии на 1877 год значится 11 училищ, в котором детям религиозно-нравственное образование. Это Каныкаево, Биккулово, Аитово (2 училища), Бижбуляк, Новая Васильевка, Кунакулово, Елбулактамак, Дюсяново, Азнаево, Чегодаево. Затем открываются Елбулак-Матвеевская, Базлык-Васильевская мужская (1865 г.), Зириклинская, Кистенли-Ивановская (1888 г.), Слак-Башевская (1891 г.), Нижне-Курмазинская (1896 г.), Зириклинская женская, Мало-Седяк-Васильевская, Кош-Елгинская (1898 г.), Базлык-Васильевская женская школа (1899 г.) и другие.

Первыми учителями почти во всех школах были в основном священники и муллы. Большинство работающих в то время преподавателей из татар закончили Казанскую Центральную Крещенно-Татарскую школу, учителя из чуваш – Симбирскую чувашскую учительскую школу.

В 1904 году после окончания Симбирской чувашской учительской школы в Бижбуляк Васильевской волости Белебеевского уезда Уфимской губернии приехала Сидорова Варвара Сидоровна, молодая девятнадцатилетняя учительница, направленная для преподавания в начальную церковно-приходскую школу. В то время в уже существовавшей Бижбулякской женской школе училось всего несколько девочек. Родители детей в школу просто не отправляли – не видели смысла. Образование считалось делом убыточным для крестьянского хозяйства. Какая учеба, если каждые руки на счету. Такое отношение не могло не расстраивать молодую учительницу. Долго думала Варвара Сидоровна, что же ей делать. Сдаваться не хотелось. Мысли о  том, кто же будет просвещать этот неграмотный народ, не давали покоя. И она пошла по дворам, обходила избу за избой. Брала с собой листы бумаги, карандаши и дарила их детям во время беседы с родителями. Это сработало. К началу учебного года в классе было уже двадцать учениц.

Непременным в каждой школе было изучение Закона Божия. Наблюдатель школ  Белебеевского уезда священник Иоаким Иванов в отчете в Епархиальный комитет православного миссионерского общества за 1911 год писал, что «дети из года в год все плотнее занимались обучением молитвы, изучением заповедей, символов веры, проходили учение о Богослужении православной церкви, по славянскому языку в 4-й год ученики читают Св. Евангелие и псалтырь с передачею по-русски и иногородчески. Особенно добросовестно относятся к своим обязанностям, – пишет дальше священник Иванов, –  и достигали хороших результатов в воспитательной работе учащихся учителя Евдокия Григорьева, Варвара Сидорова из Слакбашской школы, Екатерина Билетова из Базлыкской, Елизавета Белова из Бижбулякской школы и другие».

Весть об обеих революциях в Башкортостане была воспринята населением края с большим волнением. «Равноправки» продолжают борьбу еще более активными методами. В одной из уфимских газет 28 августа 1917 года вышла статья о грандиозной манифестации мусульманских женщин, вышедших на улицы Уфы в национальных костюмах с флагами и надписями «Да здравствует культурно-национальная автономия!» и «Да здравствует свободная мусульманка!». Эти и другие меры привели к тому, что в Положение о создании Малой Башкирии в январе 1918 года вошел следующий пункт: «Депутатами – членами Курултая – могут быть лица обоего пола не моложе 22-х лет без различия национальности и веры, избираемые всеобщим, прямым и тайным голосованием…».

В 1919 году в Уфе и Стерлитамаке прокатилась волна митингов, о проведении которых предварительно сообщалось в газетах. Женщинам предлагалось не стоять в стороне во время последней решительной битвы с недоумением и непониманием. Особенно яркие призывы были к тем, чьи мужья, братья и сыновья отстаивали свободу на Красных фронтах. В Стерлитамаке для желающих после демонстрации в клубе коммунистов организовывалась лекция «История женщины» и слушание оркестра. Вход был свободным для всех.

Именно в Стерлитамаке начинается путь Антонины Ивановны Нухрат, видного деятеля женского коммунистического движения в нашей стране. Антонина Ивановна родилась 14 марта 1900 года в деревне Малый Менеуз Менеузбашевской волости Белебеевского уезда (сейчас это Бижбулякский район). Детство ее прошло в чувашской деревне Базлык. В 1918 году она окончила в Стерлитамаке женскую гимназию и начала работать учительницей в селе Манеевка Аургазинского района.

Шла Гражданская война. В волостной ревком поступали официальные директивы и Декреты, свежие газеты и брошюры на русском языке. Для того, чтобы их могли прочитать чуваши, необходим был перевод на родной язык. К выполнению этой работы и привлекли молодую учительницу. Антонина Ивановна переводила и зачитывала перед населением московские вести, вела агитационную работу, ездила по деревням, собирая для Красной армии фураж, теплую одежду, обувь, боролась с тифом.

С 1919 года она член КПСС, инструктор по школам уездного отдела национальностей в Стерлитамаке. С 1920 года заведует женотделом Башкирского, затем Чувашского обкомов ВКП(б). Избиралась членом обкома, в Уфимский горсовет и БашЦИК, кандидатом в члены ВЦИК и ЦИК СССР. С марта 1925 года работает в женотделе ЦК ВКП(б). В 1931-1937 годах – ответственный секретарь и заместитель редактора журнала «Революция и национальности». Ее перу принадлежат десятки статей, ряд книг, посвященных вопросам эмансипации женщин. Антонина Нухрат была знакома со многими выдающимися историческими личностями: Клара Цеткин, Надежда Крупская, М.Н.Разумова, Е.Н.Адамович и многими другими. Она единственный человек, родившийся на бижбулякской земле, видевший и слышавший В.И.Ленина лично.

В своей статье «Счастье вам, женщины!», вошедшей в сборник «Женщины Башкирии», чьим составителем стала Антонина Ивановна Нухрат, она вспоминала:

«Готовясь к докладу [в 1920 году], я впервые задумалась над женской судьбой, оглянулась в прошлое, сравнила с настоящим. И перед моими глазами встала жизнь башкирок, татарок, чувашек, среди которых я росла по-детски бездумно, но и по-детски наблюдательно. Отдельные события, факты оставили глубокий след в памяти.

… В местности, называемой Канлы-башкурт, мы  отцом зашли к богатейшему баю Кнахье, чтобы договориться об аренде сенокоса. Бай пригласил отца пить чай. Оказалось, что у него несколько жен, одна совсем молоденькая. Выглядела не старше 10-12 лет. Мой отец возмущенно сказал старику:

– Зачем взял такую молоденькую в жены, ведь она совсем ребенок, ты погубишь ее.

– Ничего, подрастет… Она у отца с голоду пропадала…

Родственницу моей матери, рослую, здоровую Насьтук, насильственно украли для замужества. Мужем ее оказался полуслепой, слабогрудый парень из зажиточной семьи. Настук-апа не прожила с ним и трех лет – умерла от чахотки, а скорее всего от тоски.

Мою подругу Евгению – способную ученицу, украшение сельского хора – шестнадцати лет сговорили за пожилого вдовца с кучей детей. За отказ подчиниться отец и брат сильно избили ее и, связав вожжами, отвезли в чужую деревню к незнакомому человеку – мужу. Они получили за нее калым: 30 рублей и четверть ведра водки.

Все эти картины еще раз пронеслись перед моим мысленным взором, пока я спешила к Дворцу труда, вбегала по крутым ступенькам лестницы и пробиралась в переполненный, празднично шумный зал. Выйдя на трибуну, я увидела своих подруг, товарищей. Минутку помолчав, проговорила заученные наизусть странички своего доклада, написанные по Августу Бебелю, а потом, повернувшись лицом к окнам, за которыми вдалеке темнели горы, я сказала:

– Дорогие товарищи и милые подруги. Советская власть принесла женщинам большое счастье – свободу и равенство во всем. Нам с вами теперь доступны все отрасли образования, любая профессия, любой государственный пост. Мы равны с мужчиной в браке, в праве на землю и имущество. У нас есть все условия для личного счастья, мы сами построим его. Но поднимитесь на наши высокие горы, пройдите в широкие степи, в леса, там в селениях живут сотни тысяч башкирок, татарок, чувашек, мариек, удмурток и тружениц других народностей. Они неграмотны, темны, понятия не имеют о правах, данных им Советской властью… Пойдем же им на помощь, расскажем о новых законах, вовлечем их в строительство новой, счастливой жизни».

5-я Уфимская губернская партийная конференция «По организационному вопросу – план строительства партии», прошедшая 28-30 декабря 1919 года рассматривала вопрос по работе среди женщин:

«Ввиду необходимости, с одной стороны, в интересах революции вовлечения в государственное строительство Советской России широких трудящихся масс, в том числе и женщин, с другой стороны, ввиду общей отсталости в политическом смысле трудящихся женщин, необходимы особые методы партийной работы среди женщин-работниц, женщин красноармейцев, рабочих и среди крестьянок. Работа ведется в 2-х направлениях: а) агитационно-пропагандистская – путем лекций, докладов, собраний и прочее, б) путем практическим, то есть немедленного вовлечения трудящихся женщин в работу в Советах, профсоюзах и партии.

  1. С этой целью руководствоваться инструкциями ЦК РКП о системе делегатских собраний, комиссиях работниц и общественных инструкторах-организаторах.
  2. Никакие женские союзы не допускаются.
  3. Всей работой среди трудящихся женщин руководит отдел по работе среди женщин при Губкоме РКП.
  4. Такие же отделы организуются при уездкомах. При райкомах имеются специальные ответственные организаторы…».

Это был триумф. Впервые в истории для женщин, проживающих в Башкортостане, открылось широкое поле для деятельности. При советских учреждениях рекомендовалось образовывать комиссии из работниц. Делегатки должны были направляться в продовольственные магазины, отделы общественного питания, соцобеса, труда, больницы и лазареты. Делегатки должны были участвовать в работе учреждений, брать на себя инициативу, предлагать идеи, помогать там, где не был развит достаточно широкий масштаб деятельности. Для женщин, как равноправных членов общества, устраивались лекции, митинги, для которых выбирались злободневные темы, затрагивающие специфические интересы, таких, как реорганизация домоводства на новый лад, охрана материнства и детства, охрана женского труда и многие другие. На площадках всеобуча обращается пристальное внимание также и на физическое и военное воспитание девушек, а не только мужчин.

«Вооруженная и обученная работница самоотверженно будет нести в тылу самую бдительную караульную службу, охрану жел[езных] дорог, охрану общественного спокойствия. Да здравствует военное обучение женщин. Да здравствует кадры работниц и крестьянок, готовые в любую минуту к защите своей красной пролетарской революции», – говорится в газетной статье о проведении Уфимского губернском совещания ответственных работников по работе среди женщин.

В каждой волости начинают функционировать женотделы, в перечень обязанностей которых входят охрана труда, проведение «Недели ребенка» (создание детских домов, детских садов и яслей), курирование здравоохранения (работа акушерок), при женотделах создаются школы по ликвидации неграмотных для взрослых.

В начале 20-х годов наблюдается печальная статистика: Башкирская биржа труда регистрирует только по Уфе 80 % женщин безработных. Это показывает насколько высока женская безработица. Женотдел берет на себя обязательства оказывать содействие органам собеса в своевременном получении и правильной выдачи пайков и помощь безработным путем организации артелей, мастерских, чайных, столовых и прочее.

Не остается без внимания и брачный вопрос. Отныне брак признается делом свободного соглашения двух равноправных сторон. Свобода брака и свобода развода – вот те принципы, которые положены в основу брачного и семейного права новой республики. Многоженство, прежде допускавшееся среди мусульманского населения, является запрещенным. Нарушение этого правила карается по 96 ст. Уголовного Кодекса РСФСР. Всякие насильственные действия (умыкание, купля-продажа и пр.), сопровождающие фактический брак, караются, если брак не зарегистрирован, по 169 ст. Уголовного Кодекса РСФСР. Данный циркуляр Наркомата юстиции Башкирской АССР публикуется 8 марта 1923 года для передачи Областному суду для передачи всем народным судам, народным следователям и помощникам прокуроров.

Проект Конституции Башкирской Советской Социалистической Республики, утвержденный V Всебашкирским съездом Советов 27 марта 1925 г. окончательно закрепляет на законодательном уровне права женщин Башкирии:

«Раздел I

Общие положения

Глава 1 …Ст. 10-я. Исходя из того, что полной гражданской свободы не может быть, пока башкирская женщина не вовлечена в общественную жизнь и остается в скрытой и явной форме бытового и экономического закрепощения, государство признает и гарантирует защиту ее политических и гражданских прав, являющихся завоеванием и достоянием всех трудящихся…».

Бижбулякский волисполком также уделял серьезное внимание работе среди женщин. Из отчета волкома партии видно, что «в волости открыты 5 делегатских пунктов для работы среди женщин. 160 делегаток состояли в этих пунктах, которые проводили разнообразную работу среди женщин». Были открыты 10-дневные огороднические курсы для женщин, на которых занимались 33 женщины из 16 населенных пунктах волости. Из числа курсантов впоследствии вышли активисты Советов, многие из которых впоследствии стали руководителями партийных, комсомольских ячеек, сельских Советов, работниками изб-читален и школ.

Одной из первых комсомолок нашего района была Юлия Афанасьевна Варикова, уроженка с. Елбулак-Матвеевка. После окончания двухклассной школы в селе Слак-Баш была направлена в Симбирскую учительскую семинарию. В годы учебы в Слак-Баше в 1915 году встретилась с чувашским поэтом Константином Васильевичем Ивановым, уже больным на тот момент. С 1920-21 гг. была учительницей в селе Бижбуляк. С 1921 по 1928 годы работала в БашЦИКе по работе среди женщин. В те года был создан Комитет по улучшению труда и быта женщин Востока, секретарем которой стала Юлия Афанасьевна. Являлась членом партии с мая 1926 года.

В 1930 году Варикова Ю.А. поступила в Академию Н.К.Крупской, где училась в течение трех лет. Хорошо знала саму Надежду Крупскую. Впоследствии проживала в г. Бийске Алтайского края. В 1922 году вышла замуж за учителя Борисова Маркела Васильевича. После его смерти стала женой композитора Мосолова Владимира Петровича.

В 1924 году в Бижбулякской волости была организована школьная комсомольская организация. Среди них Андреева Евдокия Корниловна, с.Елбулак-Матвеевка, 1904 г.р., была членом комсомола с 1924 по 1930 годы.

Комсомолки района с первых пятилеток:

  1. Антонова Елена Петровна, 1916 г.р., являлась членом ВЛКСМ с 1929-1943 года. Была членом КПСС с апреля 1945 года. После входа на пенсию проживала в колхозе «Коммуна».
  2. Васильева Мария Тимофеевна, 1915 г.р., член ВЛКСМ с 1930 по 1939 годы, член КПСС с марта 1942 года, проживала в Бижбуляке.
  3. Масалимова Зайнаб Лутфрахмановна, 1903 г.р., член ВЛКСМ с 1917 по 1929 годы, член КПСС с апреля 1927 года, проживала в селе Аитово.
  4. Гильманова Зада Мухаметзяновна, 1914 г.р., член ВЛКСМ с 1929 по 1952 годы, член КПСС с 1944 года, была учительницей в с.Елбулак-Тамаке.
  5. Ярускина Прасковья Николаевна, 1916 г.р., член ВЛКСМ с 1938 по 1940 годы, член КПСС с ноября 1944 года, проживала в поселке Михайловка.
  6. Маркова Ксения Яковлевна, 1918 г.р. член ВЛКСМ с 1938 по 1939 годы, член КПСС с февраля 1940 года, была комбайнеркой Кош-Елгинского совхоза.
  7. Леонтьева Феодосия Павловна, 1916 г.р. член ВЛКСМ с 1938 по 1945 годы, член КПСС с апреля 1949 года, участница ВОВ (связистка), проживала в Ик-Вершинах.
  8. Ленчевская Нина Николаевна, 1916 г.р. член ВЛКСМ с 1936 по 1942 годы, член КПСС с октября 1944 года, работала учительницей Демской средней школы.
  9. Волкова Раиса Александровна, 1919 г.р. член ВЛКСМ с 1937 по 1948 годы, член КПСС с февраля 1943 года, работала завсектором партучета РК КПСС с февраля 1965 года.
  10. Таймасова Ирина Егоровна, 1920 г.р. член ВЛКСМ с 1939 по 1944 годы, член КПСС с декабря 1946 года, участница ВОВ (шофер, связист), работала бухгалтером управления.
  11. Тарасова Наталия Дмитриевна, 1913 г.р. член ВЛКСМ с 1928 по 1940 годы, член КПСС с декабря 1962 года, проживала в селе Бижбуляк.
  12. Чудакова Анна Дмитриевна, 1918 г.р., член ВЛКСМ с 1935 по 1944 годы, член КПСС с декабря 1959 года, работала врачом в районной больнице.
  13. Ямилева Мелания Дмитриевна, 1917 г.р., член ВЛКСМ с 1932 по 1942 годы, член КПСС с мая 1943 года, работала акушеркой в районной больнице.
  14. Петрова София Емельяновна, 1909 г.р., член ВЛКСМ с 1931 по 1939 годы, член КПСС с июля 1940 года, проживала в селе Бижбуляк.
  15. Савельева Елизавета Ивановна, 1919 г.р., член ВЛКСМ с 1935 по 1943 годы, член КПСС с 1945 года, учительница средней школы.

Также среди комсомолок-активисток упоминаются: Васильева Нина Наумовна, 1917 г.р., Антонова Елена Петровна, 1916 г.р., Низамова Райса Зайнатдиновна, 1923 г.р., Шафикова Гульзачак Акзамовна, 1920 г.р., Кондратьева-Тарасова Елизавета, Махно Валентина Федоровна, 1923 г.р.

Все эти неравнодушные девушки и женщины проводили просветительскую деятельность в довоенные годы в Бижбулякском районе, несли знания, обучали грамоте, объясняли о правах женщин, улучшали жизнь деревенской женщины всеми доступными способами.

Шло время. Отгремели страшные дни Великой Отечественной войны. Около ста женщин из Бижбулякского района воевали на фронте, еще больше женщин несли на себе все тяготы работы в тылу и приближали Великую Победу. Их имена навсегда вписаны в страницы истории. Но, к сожалению, имена тех, кто после войны занимался женскими вопросами в нашем районе не известны. Имеется лишь перечень председателей женсовета с 1975 года. Эти женщины по праву являются славными продолжателями дела первых, держа на повестке злободневные темы и пытаясь сделать этот мир лучше:

  1. Юркевич Анна Семеновна – 1975-1986 гг.
  2. Абдулова Филюза Гафаровна – 1986-1991 гг.
  3. Иванова Валентина Александровна – 1991-1997 гг.
  4. Хафизова Асия Ахтямовна – 1997-2002 гг.
  5. Петрова Расима Аюповна – 2002-2008 гг.
  6. Яруллина Ляйля Ягафаровна – 2008-2012 гг.
  7. Арефьева Елена Павловна – с 2012 года по настоящее время.

Трудно представить в наши дни забитую, темную, неграмотную женщину, которая не вправе выбирать свою судьбу. Для нас это дико и непонятно. Мы вольны посещать детские сады, получать школьное образование, выбирать кружки по интересам, менять свое хобби или приобретать его на всю жизнь. Мы можем иметь свое мнение и свободно его высказывать, одеваться как хотим, менять имидж в зависимости от настроения. Ходить без сопровождения мужчин в театры, на концерты, путешествовать в одиночку или с подругами. Ходить на выборы и голосовать или не голосовать, самим становится политиками. Даже президентами. Или учеными, врачами, космонавтами, актрисами, блогерами… Мы можем делать, все как мы хотим. Потому что сегодня мы – свободные женщины, у которых есть права. И на это ушло целых сто лет. Сто лет остракизма, непонимания, игнорирования, запретов, агрессии и, наконец, признания. Подумайте только: СТО ЛЕТ!

 

Мухаметова Вероника, научный сотрудник БИЭМ