Муниципальное автономное учреждение культуры Музейное объединение муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан

Рубрика “Память Победы” продолжается воспоминаниями Вакеева Арслана Батыровича.

Рубрика “Память Победы” продолжается воспоминаниями Вакеева Арслана Батыровича.
Вакеев А.Б. родился 1 июля 1924 года в с.Зириклы. Был призван на фронт 23 февраля 1942 года. После окончания Краснохолмского военно-пехотного училища с присвоением звания младшего лейтенанта был направлен на фронт командиром минометного взвода в 226 СП. Был участником Сталинградской битвы, воевал на Первом, Втором, Третьем Украинских фронтах, принимал участие в Прохоровской битве на Курской дуге, освобождал Польшу, Чехословакию, встретил Победу в Праге. Награжден орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны I степени, медалями.Демобилизован в 1946 году в звании капитана.
“Шел октябрь 1942 года. Суровое для страны время. Мы заканчивали тогда учебу в военном пехотном училище. И вот ночью прозвучал сигнал тревоги. Выгрузились в Балашове, узловой станции Саратовской области. Как нам объяснили, до линии фронта еще более 200 километров. И вот с полной выкладкой да еще с минометами двинулись маршем в сторону Сталинграда.За три ночи одолели этот путь. И чем ближе подходили, тем ярче становилось зарево от полыхавших пожаров, тем слышнее был гул взрывов. Нелегко, конечно, дался этот марш. У минометчиков, как говорится, “все мое со мной”. 50-миллиметровый миномет (их в шутку называли самовары-самопалы), боекомплект, да еще скатка. Но мы понимали, что медлить нельзя, что там, в Сталинграде ждут подкрепления.
И вот 24 октября рано утром со стороны знаменитого тракторного завода мы развернулись и вступили в бой. Я, тогда младший лейтенант, которому не было еще и 18-ти, командовал взводом. Эта Грачевая балка, место нашего первого боя под Сталинградом, помнится до сих пор. В первый же день меня ранило. До вечера еще продержался с товарищами, а ночью отправили в госпиталь. Почти месяц лечился, а после выписки попросился в свою часть. Теперь я командовал взводом батальонных минометов.
Бои шли тяжелые, изматывающие. Но все знали, что приказ есть один: выстоять. Накануне 19 ноября собрали офицерский состав, объяснили, что утром по залпу «катюш» начнется артиллерийская подготовка. И вот началось.
7 часов утра. В ноябре в это время обычно еще темно. А тут светлынь – словно днем, стоишь плечом к плечу с товарищем, а что он говорит, вернее кричит, не услышишь, как ни напрягай слух. Стреляли наши бойцы метко, но и фашисты цеплялись за каждый бугорок, изо всех сил старались удержаться. Весь день длился ожесточенный бой. Солдаты забыли про еду, требуя единственного – снарядов, снарядов.
На пять километров продвинулись за этот день. А завтра снова бой. Снова словно стена сплошного огня и грохота обрушилась на нас. И еще пять километров своей земли отвоевали у врага, еще на пять километров приблизились к победе. Были, конечно, и потери. Трудно, очень трудно терять боевых друзей, с которыми сроднился в эти тяжелые дни. И особенно тяжело, когда гибнут твои товарищи у тебя на глазах, и ты ничем не можешь помочь. Много лет прошло, а стоят перед глазами словно живые.
На окраине деревни Орловка мы получили приказ остановиться. Оказывается, наша часть, наступая, ушла вперед, оторвавшись от остальных. Короткая передышка, а потом снова бои, еще два месяца непрерывных боев. Но уже было ясно, что Сталинград будет наш.
Прекрасно помню ясный, солнечный день 2 февраля. Мороз стоял крепкий. Мимо нас колонной шли пленные немецкие солдаты. Обмотанные в какое-то тряпье, они представляли довольно жалкое зрелище. Даже не верилось, что это они еще недавно упорно сопротивлялись, что это их пули и снаряды убивали наших товарищей. И поднималось чувство гордости: мы победили, изгнали врага со сталинградской земли.
Потом был Степной фронт, Воронеж, довелось мне принять участие в сражении под Прохоровкой. Но сюда мы пришли уже закаленные в огне боев под Сталинградом, познавшие радость большой победы. Мы знали, что победим”.