Муниципальное автономное учреждение культуры Музейное объединение муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан

Карим Хакимов

Основные даты жизни

Карим Абдрауфович Хакимов родился 28 ноября 1892(1890) в семье Абдрауфа и Хамиды Хакимовых в д. Дюсяново 53.485054, 54.18659 Белебейского уезда Уфимской губернии.

1906 – 1907 г. обучался в медресе знаменитого села Каргалы, расположенного на территории Сакмарского района Оренбургской области

1907 зимой уехал в Челкар работал ремонтником в Ташкентской железной дороге.

Зимой 1908 года снова приехал в Оренбург. Учился в Мусульманской школе в с. Никольское. До 1910 года зимой учился, летом учительствовал.

Осенью 1910 года поступил в знаменитое медресе «Галия». 1910—1911 — обучался в медресе «Галия» в городе Уфе.

Зимой 1911 года уехал в Среднююю Азию, работал на шахте в таджикском городе Канибадам

1913 -1914 годы служил в армии. С 1914 по осень 1915 года работал в Кувандыке Златоустской ж.д. Осенью 1915 года уехал в Томск, поступил во 2ую мужскую гимназию и в 1917 — экстерном окончил Томскую гимназию

Работал на станции Ак-Булак Ташкентской ж.д. и в ноябре 1917 года перебрался в Оренбург.

1918—1919 — член Оренбургского мусульманского военно-революционного комитета, губернский комиссар народного просвещения, Сначала боец, затем командир роты, затем командир 2-го батальона интернационального полка  на Актюбинском участке Оренбургского фронта, начальник политотдела 1-й Приволжской татарской бригады.

1920 — по рекомендации В.В.Куйбышева приглашен в НКИД на дипломатическую работу.

1920-21 — замначальника политуправления Туркфронта, одновременно секретарь временного ЦК компартии Туркестана, полномочный представитель РСФСР в Бухарской народной республике, секретарь ЦК Бухарской коммунистической партии.

октябрь 1921 — июль 1924 — Генеральный консул РСФСР/СССР в городах Мешхеде, Реште (Персия).

декабрь 1922 – наркоминдел Г.В.Чичерин во время Лозаннской конференции достиг предварительной договоренности с представителем короля Хиджаза Х.Лутфаллой об установлении дипотношений

9 августа 1924 — К.Хакимов вручил верительные грамоты королю Хиджаза из династии Хашимитов и стал Генеральным консулом и дипломатическим агентом СССР в королевстве.

1925 — К.Хакимов совершил паломничество умра – «малый хадж» в Мекку, чем завоевал расположение арабской элиты.

16 февраля 1926 — СССР первым признал новое государство Саудитов.

1926—1928 — полномочный представитель СССР в Королевстве Хиджаз, Неджд и присоединенных областей (с 1932 — Королевство Саудовская Аравия).

1927 г. — организовал поставку в Джидду морским транспортом первых трёх партий товаров первой необходимости из Одессы – сахара, муки (местное население с тех пор называет муку высокого качества «москоби» — «московской»), керосина.

январь 1929—1932 — полномочный представитель СССР в Йеменском королевстве, одновременно — генеральный представитель «Ближневостокторга».

1932—1935 — обучался в Институте красной профессуры, в Москве.

1932 — на должность полномочного представителя СССР в Королевстве Саудовская Аравия заступает советский дипломат казахского происхождения Тюрякулов, Назир Тюрякулович.

в мае 1932 — вместе с Назиром Тюрякуловым принимал участие в организации и обеспечении проведения визита принца Фейсала ибн Абдель Азиз ас-Сауда в Москву.

1935—1937 — полномочный представитель СССР в Королевстве Саудовская Аравия.

июль 1937 — арестован друг и коллега «Красного паши» Тюрякулов, Назир Тюрякулович, 3 ноября 1937 расстрелян. (Реабилитирован в 1958 году)

6 сентября 1937 — отозван в Москву.

11 ноября 1937 — арестован по ложному доносу.

10 января 1938 — расстрелян.

28 января 1956 г. — К.А.Хакимов полностью реабилитирован решением коллегии Верховного Суда СССР.

Карим Хакимов – трагическая и выдающаяся фигура российской дипломатии периода СССР, в судьбе которого отразились и преломились все противоречия советского внешнеполитического курса периода 20-30-х годов прошлого века и его непростых взаимоотношений как с народами и правителями Ближнего Востока, так и западноевропейских держав. Фигура К.Хакимова достаточно неординарная и загадочная, во многом еще не изученная.

Хакимов получил блестящее образование в одной из элитных медресе Уфы «Галия»,  учебой там, как и в двух предыдущих медресе, где он проучился по году, непоседливый и любознательный Хакимов остался недоволен. По некоторым данным, которые приводят другие авторы, его преследовали и дразнили более богатые  ученики, и он, пережив душевный надлом, покинул медресе, уехав в Ташкент.

Остроумный и веселый, отличный певец, хорошо игравший также на мандолине и скрипке,  он обладал личным обаянием, которое ему позволяло входить в самые разные круги общества. Но, поскитавшись по Средней Азии, он понял, что вход в высшее общество при сложившейся системе общественных отношений ему, несмотря на его блестящий ум, закрыт.

Он мог приспособиться к любой жизни.  Оставшись без средств к существованию он поступил простым шахтером на шахту Канибадам (ныне Таджикистан), которая и предопределила перелом в его судьбе. Ведь там, на шахте, на которой он проработал около трех лет, он познакомился с политическим ссыльным, поляком Ковалевским, который дал ему первоначальные знания о марксистском учении.

И вот тут-то в голове молодого и горячего человека с хорошим мусульманским образованием соединились исламские принципы  справедливости и марксистские постулаты братства и равенства всех пролетариев. Произошла магическая химическая реакция, которая на долгие годы, практически на всю жизнь определила убеждения Карима Хакимова, как и многих мусульман Российской империи, поддержавших революционное движение, которое возглавили большевики.

Отныне его путь был предопределен – с Аллахом в душе и с Марксом в котомке он пошел по новой дороге, которая, в конечном счете, привела его на расстрельный полигон «Коммунарка» 10 января 1938 года.

В России, разгорался мировой пожар коммунистической революции, который зажег сердца миллионов. В его огне должен был сгореть старый мир. Карим Хакимов хотел во всем этом участвовать, искал свое место в революционном движении, и уже после февральской революции энергично окунулся в бурную политическую деятельность. Революция стала тем социальным лифтом, которая быстро вознесла одаренного юношу на головокружительные карьерные высоты.

Уже в 1918—1919гг. он становится членом Оренбургского мусульманского военно-революционного комитета, губернским комиссаром народного просвещения, командиром 2-го батальона интернационального полка на Актюбинском участке Оренбургского фронта,  затем начальником политотдела 1-й Отдельной Приволжской татарской стрелковой бригады.  В 1920—21гг. он уже заместитель начальника политуправления Туркестанского фронта, одновременно секретарь временного ЦК компартии Туркестана полномочный представитель РСФСР в Бухарской народной республике, секретарь ЦК Бухарской коммунистической партии.

И вот тут в его судьбе происходит очередной крутой поворот: К.Хакимова после его участия в III Конгрессе Коминтерна В.В.Куйбышев рекомендует для работы в Народный комиссариат иностранных дел, откуда его посылают генконсулом Мешхед и Решт в Персии, где в 1921-1924 гг. и закладываются его профессиональные качества как дипломата. Там же он вступает в первый контакт с советской разведкой, которой начинает активно помогать.

А в декабре 1923 года в Москве принимают решение о переводе К.Хакимова на работу в Хиджаз, где он 9 августа вручает верительные грамоты королю этого нового государства Хусейну аль-Хашими.

Однако прибывает он в Хиджаз, где у России еще до Октябрьской революции было свое генеральное консульство для обслуживания мусульманских паломников, не один. В состав возглавляемой им «арабской пятерки», официально приехавшей для работы в генконсульстве, входят: Юсуф Гульметов – 1-й секретарь, правая рука Хакимова (знаток персидского и турецкого языков), Наум Белкин – 2-й секретарь со знанием немецкого, французского и арабского языков, И.Амирханов – переводчик, который ранее жил в Сирии и М.Аксельрод – юрист, изучал арабский язык в Москве, писал материалы о Востоке под псевдонимом Рафит Муса.

…В начале работы пятерки в ее задачи входило создание союза Хиджаза и России против Англии и Франции, что соответствует указаниям Г.В.Чичерина…

К концу 1924 годаправитель Неджда Абдельазиз уже оказался близок к своей цели – поставить под свой контроль практически весь Аравийский полуостров. Теперь уже он, а не Хусейн виделся проницательному К.Хакимову той фигурой, с которой Кремль мог бы выстроить отношения на базе поддержки идеи единого арабского государства и противостояния Великобритании, поскольку этот плечистый, почти двухметровый великан из пустыни выглядел как человек более решительный и принципиальный, чем Хусейн.

Но задача выхода на этого нового энергичного и удачливого правителя казалась сложной. Решить ее помогли личностные качества К.Хакимова, который сумел подружиться с Джоном Филби (Гарри Сент-Джон Бриджер Филби), который был отцом советского разведчика Кима Филби.

Джон Филби был большим оригиналом. Он бросил свою колониальную службу и перебрался в двадцатые годы в Аравию. Первый раз он заехал в официальную командировку туда будучи еще на государственной службе в Ираке в 1917-1918 гг. в качестве главы официальной британской миссии для переговоров с Абдельазизом. Позднее он там осел, женился на арабке, носил арабскую одежду и жил как араб, принявший ислам (официально он его принял в 1930 году), хотя был выпускником Кембриджа, просвещенным и знающим востоковедом. По характеру человек абсолютно независимый, он не считал себя связанным обязательствами перед британской короной (во всяком случае, он это не афишировал) и занимался в жизни тем, что ему было интересно. А интересен ему был как раз король Абдельазиз, которого он считал, и думается, не без оснований, величайшим арабом после пророка Мухаммеда. Эти слова вслед за ним повторяли потом многие западные дипломаты.

Филби искренне восхищался королем, стал его личным другом, Джон помогал молодому монарху во многих делах, в том числе коммерческих, и не без выгоды для себя. Он сумел сохранить хорошие отношения с метрополией, ездил в Лондон, выступая с лекциями о малоизвестной тогда Саудовской Аравии, ставшей знаменитой благодаря его книгам о пустыне Руб аль-Хали. Он продолжал выполнять деликатные поручения британской короны, но почему-то каждый раз в выигрыше оказывался саудовский монарх. Позднее именно Филби сыграл ключевую роль в том, что аравийская нефть перешла под американский контроль (точнее контроль клана Рокфеллеров).

Как конкретно Хакимов вышел на Филби, история умалчивает. Думается, что они просто приглянулись друг другу – оба интересно и независимо мыслящие, питающие симпатии к арабскому и исламскому миру. Факт состоит в том, что Филби убедил ибн Сауда принять Хакимова в качестве человека, который хочет помочь отстаивать право на паломничество мусульман из СССР (15 тыс. человек). Проблема на тот момент состояла в том, что англичане их не пускали через проливы, опасаясь усиления русского присутствия. При личной встрече Хакимов попросил Абдельазиза ибн Сауда помочь в организации Хаджа. Но, возможно, речь шла и каких-то других, политических вопросах.

В любом случае, после этой беседы Хакимов рекомендовал Москве не вмешиваться в противостояние хашимитов и саудов, что тогда работало на эмира Неджда. Ибн Сауд этого доброго совета не забудет. Хакимов действительно, благодаря своей тонкой интуиции, врожденным дипломатическим талантам, правильно сориентировался в ситуации и понял, кто на самом деле является самой сильной фигурой на Аравийском полуострове.

22 декабря 1925 войска ибн Сауда, захватили Джидду. Сын Хусейна Али бросил все  и уехал в эмиграцию. Колеблющиеся англичане, выстроившие планы на сыновей Хусейна, в этот момент заняли нерешительные позиции, чем и воспользовался Хакимов. В результате Москва «на последней миле» обскакала Лондон и первой в мире признала власть ибн Сауда над объединенными землями Неджда и Хиджаза. 16 февраля 1926 года Хакимов направил ибн Сауду ноту с признанием его власти со стороны Кремля.

По просьбе Абдельазиза Ибн Сауда 26 сентября 1926 года в Мекку прибывает советско-мусульманская делегация для участия во Всемирном мусульманском конгрессе в Мекке, организованном новым правителем для обеспечения признания себя не только новым королем, но и Хранителем двух благородных святынь ислама – Мекки и Медины, что автоматически давало ему приоритет и большую легитимность (ООН еще не существовала) по сравнению со всеми другими правителями региона. Возглавил российскую делегацию, возможно тоже по предложению К.Хакимова, председатель Центрального духовного объединения мусульман СССР, Муфтий Риза-Уддин Фахретдинов.

Из прагматических соображений Хакимова, для развития торговых отношений с Саудовской Аравией в 1936 году вновь посылают туда на замену Назиру Тюрякулову, который чрезвычайно устал от малопродуктивных торговых переговоров с неуступчивыми саудами и попросился домой. В июле 1937 год Н.Тюрякулова арестуют, а 3 ноября расстреляют.

О том, что тучи над ним сгущаются, К.Хакимов, видимо, знал. Его 6 сентября 1937 года отзывают в Москву. Он отважно возвращается, уже предчувствуя свою судьбу, но еще надеясь доказать свою невиновность. В ноябре арестовывают и 10 января 1938 года расстреливают. Жена Хакимова Хадича получила 8 лет колонии в Казахстане.

1937–1938 гг. практически вся аравийская пятерка подвергается репрессиям. В живых почему-то остается И.П. Белкин, которого уволили, но с началом войны он вернулся в строй. Он умирает в Иране в 1942 году естественной смертью во время очередной командировки.

Любопытный штрих: король узнал о смерти своего друга от Джона Филби, который как утверждают некоторые историки даже специально ездил в Москву, чтобы прояснить судьбу выдающегося дипломата (по другим данным он под пседономиом «советник Абдулла» приезжал в 1943 году в Каир, где в только что открывшемся посольстве СССР интересовался судьбой Хакимова). Известие о его гибели произвело на монарха эффект разорвавшейся бомбы и он принял решение заморозить отношения с Советским Союзом. Эта ситуация продлится 60 лет…

Материалы из архива музея Карима Хакимова и статьи генерального консула России в КСА О.Б.Озерова «Гибель Красного Паши».